Шаолиньцюань

относится к видам: боевые искусства | индивидуальные | китайские | национальные | традиционные

другие названия: гунфу монастыря шаолинь, ушу шаолиня, шаолинь цюань, шаолинь-сы цюань-шу, шаолиньский кулак, шаолиньское боевое искусство, шаолиньское кунфу, шаолиньское ушу

виды спорта

Спорт - это больше, чем мы о нём думаем!


категория:

традиционные


Шаолиньцюань – это традиционное название боевого искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддистском монастыре Суншань Шаолинь. , Монастырь Суншань Шаолинь (Суншань Шаолинь-сы) расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн.

    в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:
    • «Стояние столбом» (иначе «Столбовое стояние» - метод, относящийся к цигун),
    • трактат «Ицзиньцзин» («Канон изменений мышц»), описывающий технику цигун),
    • «72 искусства Шаолиня»,
    • шаолиньские комплексы без оружия и с оружием (таолу),
    • шаолиньские приемы циньна (захватом, заломов, удержаний),
    • шаолиньские парные комплексы.

    Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие факты:

    • «Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова» (то есть для исполнения не требуется много места).
    • «Кулак идет одной нитью» (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии).
    • «При ударе рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена».
    • «У кулака есть форма, у удара нет формы» (то есть при тренировке комплексов движения выполняются согласно "форме", но в реальном бою они от неё отклоняются).
    • «Внешне свиреп — внутри спокоен».
    • «Есть методы для инь, есть методы для ян» (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное).
    • «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением».

    Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
    • Наработка означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать один прием на одну позицию, в атаке есть защита, в защите есть атака.
    • Соответствие — ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней.
    • Храбрость — это решительность. Появилась возможность — и атакуешь без колебаний.
    • Быстрота — это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь.
    • Свирепость означает, что в движениях должна быть сила.
    • Подлинность — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.


    История

    Первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с целью познать тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным.

    Так на основе "18 рук архатов" Цзюэюань создал комплекс "72 руки" (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс "72 приема Цзюэюаня"), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему "кулака пяти составляющих", которую впоследствии стали соотносить с пятью животными - тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем.

    Значимым для истории монастыря является XVI век. В это время побережье Китая терроризировали пираты-вако (базировались они на островах Рюкю, в основном там были японцы, однако встречалось и много китайцев). Когда на борьбу с вако отправились войска под командованием великого полководца Ци Цзигуана, из Шаолиня тоже вышли отряды монашеского воинства. Больше всех в тот период прославился монах Юэкун. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. 20-е годы нашего века вошли в историю Китая под названием "правление милитаристов", когда каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций до одной деревни). Все они вели сложную военно-политическую борьбу за увеличение своих владений, и в перспективе - за контроль над всем Китаем, то объединяясь в клики, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 году место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим пожаром за всю его многовековую историю. Согласно хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырь выгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась в мир. Некоторые пошли в армии к милитаристам, где благодаря своему знанию боевых искусств быстро выбивались на команлные посты, в годы Второй мировой войны приходилось монахам воевать и в партизанских отрядах. Самую головокружительную карьеру сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян), который вступив в компартию дослужился до должности командующего Гуанчжоуским военным округом и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна.

    В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупным туристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивых иностранцах, которые всерьез готовы выкладывать по 20$ в день за то, чтобы после двухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они "изучали настоящее шаолиньское ушу".



официальные организации:










счётчики:

Rambler's Top100